Среднеформатная
камера Mamiya
RZ 67 Pro II.
Не существует одной
камеры, созданной до сегодняшнего дня,
подходящей решительно для любых видов
съемок - или если уточнять - для фотографов.
Камеры формата 35-мм
SLR портативные и замечательно подходят
для журналистов и путешественников, а
камеры большого формата незаменимо
гибки для большинства коммерческих,
архитектурных и искусствоведческих
работ. Для свадебной съемки и съемки
моды на пленэре фотографы предпочитают
камеры среднего формата 6х4.5 и 6х6, так
как они меньше, чем камеры большого
формата для получения желаемого качества
и большого негатива, плюс c высокой
мобильностью такой системы.
А для студийного
портрета и съемки моды фотографам ничего
не оставалось, как формат 6х7. Это большой,
замечательно пропорциональный для
восприятия, прямоугольный негатив с
выдающимся качеством отпечатков, которые
умещаются в раму или журнальную страницу
практически без кадрирования.
Из всей небольшой
группы камер 6х7, которые мы можем видеть
на рынке сегодня, только одна камера
имеет задник, который позволяет снимать
вертикальный кадр без вращения камеры.
Портретный кадр. Это основной фактор,
почему Mamiya RZ67 можно найти в большинстве
работающих портретных студий сегодня
на Западе. Никто другой не получил такого
распространения в этом секторе фотографии.
Каждая камера создает
себе специфичный ареал для обитания в
определенном жанре фотографии. RZ67 не
для каждого: довольно большая и тяжелая,
Вы не сможете легко носить ее с собой
целый день, не обладая выносливостью и
силой, характерной для солдата удачи;
камера не имеет сдвигов и подвижек для
гибкого управления плоскостью фокусировки;
камера не имеет автофокусировки,
большинство операций с камерой ручные
и механические. Но для задачи, для которой
она была сделана - фотографирование
людей в студии - ей нет равных.
История началась в
1982 году, когда появился ее предшественник,
полностью механический, полностью
ручной RB67. Он проектировался как начальный
вариант для студий с ограниченным
бюджетом и возможностями. RZ67 в этом
контексте планировалась как система
для профессиональных студий.
В дополнение к
поворотному заднику, было решено
выпустить для RZ линейку исключительно
резких объективов со встроенным
электронным затвором; шахтной
увеличительной линзой для макросъёмки
без дополнительных опций; модульным
видоискателем, задником для разных
типов плёнки и сменными объективами a
la Hasselblad; с системой аксессуаров включающих
в себя моторный привод, дистанционный
модуль управления и призму, определяющую
экспозиционные параметры, как
дополнительный видоискатель - плюс
имеющую обратную совместимость с RB
объективами и аксессуарами.
Спустя 11 лет, Mamiya
сделала ряд усовершенствований и
выпустила камеру следующего поколения
Mamiya RZ67 Professional II. Сравнивая с первой RZ67
Professional, новая камера дала улучшенное
управление экспозицией и фокусировкой,
делать ошибки стало очень трудно,
особенно при использовании замеряющей
экспозицию призмы вместо шахты
видоискателя. Также создатели добавили
механизмы защиты от дурака при работе
с механическими RB объективами.
Итак, представляю
Вам камеру Mamiya RZ67 Pro II!
Что первым бросается
в глаза, так это новый дизайн корпуса,
в котором все края и углы скруглены, и
обрезинено большинство поверхностей
для лучшего удержания камеры. Камера
получила современный дизайн.
Первое - это кольцо
прецизионной фокусировки, которое
добавлено с правой стороны камеры, у
основного кольца фокусировки, рядом со
спусковой кнопкой. Она сдвоена с основным
механизмом фокусировки для сохранения
преемственности с теми фотографами,
которые работают в студии, держа камеру
на ремне. Для штативной съёмки кольцо
прецизионной фокусировки даёт
дополнительную коррекцию резкости при
готовности кадра. То есть первым кольцом
Вы пользуйтесь, когда фокусируетесь на
модели и работаете со светом, а при
желании нажать на спусковую кнопку
проводите точную корректировку фокуса,
например по глазам модели. Далее Вы
имеете возможность заблокировать фокус
специальным рычагом с левой стороны
камеры, расположенным между дублирующим
кольцом фокусировки и корпусом камеры.
Этот же рычаг затягивается и для
транспортировки камеры, чтобы не
покалечить меха или объектив.
Второе - это новый
механизм установки выдержек (диск
выдержек на камере) позволяющий
устанавливать выдержку затвора с шагом
в 1/2 ступени - параметр виртуальный,
ранее не доступный камерам большого
или среднего формата, а доступный только
компьютеризированным камерам формата
35 мм SLR.
Так что же даёт такое
нововведение как работа затвора с шагом
в 1/2 ступени? Отвечаю... Когда мы используем
импульсное оборудование (а в портретной
студийной фотографии без этого никуда),
плохо устанавливать выдержку, управляя
только глубиной резкости, то есть
диафрагмой. Шаг получался в ступень, да
и перестраивалась глубина резкости. А
глубина резкости в портрете имеет самое
выразительное значение. Когда съёмка
идёт на пленэре или в солнечной студии,
где присутствует отражённый свет,
получение нужной выдержки также строго
влияет на глубину резкости.
Фотографы, снимающие
моду при дневном свете и использовании
импульсного света в качестве заполняющего,
вынуждены очень трепетно относиться к
выдержке, для проработки заднего плана
и шаг изменения выдержки является
последним механизмом влияния на
экспозицию при установленной мощности
вспышки.
Другим дополнением
к возможностям камеры стало значение
RBL на диске выдержек специально для
использования объективов серии RB.
Известно, что объективы RB имеют
механический затвор. Выдержка
устанавливается прямо на объективе,
рядом с кольцом установки диафрагмы.
Когда используем RB объективы с RZ67 Pro,
можно было ставить выдержки на камере
в любое положение. Но если так сделать
на новой камере RZ67 Pro II, то получиться
большая разница между тем, что камера
должна делать, и тем, что камера в итоге
сделает. Это связано с электронной
передачей сигналов в новой камере и
установкой выдержки на объективах серии
RB.
На камере RZ67 Pro II
установка диска выдержек в положение
RBL отключает необходимую внутреннюю
электронику камеры, разрешая полностью
механические операции, как в RB, и устраняя
любой потенциальный электронно-механический
конфликт. Надо быть абсолютно уверенным
в постановке диска выдержек в положение
RBL при работе с объективами серии RB,
чтобы получить желаемое изображение.
Также нельзя ставить диск выдержек в
положение RBL при работе с объективами
RZ серии. Внутренний звуковой сигнал
камеры должен сигнализировать об этих
ситуациях при нажатии на спусковую
кнопку.
Некоторые звуковые
предупреждения и блокировки затвора
запрещают ошибочные операции, когда
отсутствует объектив на камере или
когда диск выдержек поставлен в положение
AEF для использования призмы с экспозиционным
замером в ситуации, когда стоит на камере
шахта. Звуковой сигнал предупреждает
также о разрядке элемента питания
камеры.
Хорошим новым
дополнением в RZ67 Pro II является присутствие
в плёночных задниках дублированных
(для вертикального и горизонтального
формата кадра) смотровых окошечек с
показаниями счётчиков кадра на плёнке.
Это удобно при снятии задников и хранении
отдельно от камеры во время съёмок.
Показания счётчиков легко соотносить
с типом плёнки, ракор от которой после
зарядки, как напоминание, вставляется
в специальный держатель в кассете.
В видоискателе
присутствуют три индикатора - зелёный,
красный и рыжий - сигнализирующие о
различных состояниях камеры в процессе
съёмки. Зеленый индикатор горит, когда
вспышка готова (индикатор используется
со вспышкой Mamiya MZ 36R, а также с адаптерами
Metz SCA и Sunpak). Красная лампа мерцает, когда
батарея на исходе или горит, когда шибер
вставлен в кассету для предотвращения
засветки плёнки. Оранжевый индикатор
был изначально зарезервирован
конструкторами для других возможных
ситуаций.
Предыдущая модель
RZ67 также имела в своём распоряжении три
индикатора, но надо было запомнить
наизусть, что они показывают и их
значения. Mamiya RZ67 Pro II стала более
дружелюбной к фотографу и имеет символьное
обозначение индикаторов на фокусировочном
экране рядом с индикаторами. Но подсказки
вначале были представлены только на
фокусировочных экранах стандартного
типа А и А4 с сеткой. Позже Mamiya обещала
продублировать подсказки на все
фокусировочные экраны. Проверьте, не
старой ли версии экран продали с Вашей
камерой :)?!
С выходом камеры
RZ67 Pro II, Mamiya также улучшила призму с
функцией замера экспозиции и программой
приоритета диафрагмы. Новый видоискатель
(призма) имеет менее угловатый дизайн
и на него перенесли диски управления
выдержками и экспозиционными поправками,
диски расположились недалеко от окуляра.
Как и в предыдущей
модели, новая призма имеет режим
автоматической экспозиции с приоритетом
диафрагмы, программа позволяет определять
выдержку с шагом 1/6 ступени за счёт
встроенной систем замера экспозиции.
В призме доступны три режима отработки
экспозиции: средневзвешенный, точечный
и автопереключение между режимами,
комбинирующее первые два режима (такие
же режима доступны в подобной призме
для Mamiya 645 Pro).
В режиме автопереключения
камера автоматически использует точечный
замер, когда объект съёмки в центральной
зоне (отмеченной в видоискателе кружком
на фокусировочном экране) более чем на
1.5 ступени темнее, чем замер по
средневзвешенной программе. Такая же
программа включается при ситуации, где
объект светлее окружающего пространства
на 1.5 ступени или центр кадра темнее
окружающего поля кадра в интервале
0.75-1.5 ступени. Существует переключатель,
который принудительно фиксирует
программу выбора экспозиции призмы в
один из двух режимов - средневзвешенный
или точечный.
В дополнение к замеру
экспозиции, видоискатель призмы включает
в себя специальную шкалу из пяти ступеней,
позволяющих в ручном режиме правильно
подобрать экспозиционные параметры.
Шкала состоит из пяти положений: на
0.25-0.75 ступени светлее или темнее
оптимальной экспозиции и больше чем на
0.75 ступени в обе стороны от корректной
экспозиции. Оптимальная экспозиция в
центре шкалы.
Другой приятной
опцией присутствующей в камере, является
система автоматического перестроения
маски для соответствия формата кадра
(вертикальный или горизонтальный) при
повороте задника. Для камеры выпускаются
задники для плёнки типа 120 и 220 с размером
кадра 6х7, 6х6 и 6х4.5, а также задник для
материалов Polaroid с форматом кадра 7х7.
Доступны и задники серии RB, их надо
использовать через адаптер.
Используя трёхпозиционный
переключатель вокруг спусковой кнопки
можно переключаться на механическую
выдержку равную 1/400 секунды, если
источники питания вышли из строя, или
заблокировать спусковую кнопку от
срабатывания, например при транспортировке
камеры. Последнюю возможность очень
рекомендуется использовать, так как
спусковая кнопка находиться в
непосредственной близости от пальцев
при удержании камеры в руках и случайно
можно легко нажать на спусковую кнопку.
Объективы RZ.
На радость всем
фотографам линейка объективов серии
RZ насчитывает 19 великолепных представителей
с замечательной резкостью, контрастом
и цветовым балансом. Многие называют
эти объективы слишком резкими, потому
что они часто требуют дополнительную
ретушь при съемке портретов из-за
природных артефактов человеческой
кожи.
Когда RZ67 Pro II была
выпущена в Японии, Mamiya также представила
три новых объектива: M75mm f/3.5L (36mm для 35мм
SLR камер), M65mm f/4L-A (32mm) и макрообъектов
M140mm f/4.5M/L-A (68mm), которые заменили предыдущие
модели Mamiya-Sekor Z 65mm f/4 и Mamiya-Sekor Macro Z 140mm
f/4.5.
Главным достоинством
представленных объективов было
использование в оптической схеме
элементов из низкодисперсионного
стекла, а также плавающих элементов в
системе фокусировки, что корректировало
дисторсию и некоторые аберрации, а также
улучшало контрастность и резкость при
превосходном разрешении объектива от
центра к краям кадра. Плавающий элемент
надо использовать в ручном режиме
устанавливая специальное кольцо на
объективе в положение соответствующее
дистанции фокусировки.
Таким образом,
улучшение резкости снимка влекло за
собой увеличение необходимых операций
при обращении с камерой. Хотите
экстрарезкость - трудитесь больше руками
и не забывайте крутить кольцо управления
плавающими элементами.
Макрообъектов также
получил плавающие элементы для наилучшей
плоскости изображения требуемого в
макрофотографии, но будем помнить, что
модели 65мм и 75мм ранее никогда не имели
плавающих элементов в истории объективов
Mamiya. Таким образом, использование
широкоугольников с коррекцией дисторсии
позволило использовать их на минимальных
дистанциях фокусировки. Для объектива
65мм минимальная дистанция фокусировки
составляет всего 85мм при вполне
исправленной дисторсии!
С выпуском новых
объективов Mamiya сменила аббревиатура
обозначения моделей объективов, что
внесло определённую путаницу в
распознавание специфических черт той
или иной модели. В новой системе префикс
Mamiya-Sekor Z был заменён на М. Что конечно
сделало написание моделей более кратким.
Но путать стали также приставки L и A.
Казалось бы, суффикс L должен намекать
счастливому обладателю объектива на
использование линз из низкодисперсионого
стекла, но по задумке Mamiya это обозначает
всего-навсего межлинзовый затвор. Хотя
использование межлинзового затвора
присуще всем объективам серии RZ67. Также
и суффикс А хотелось бы подозревать в
присутствии асферических элементов
(или хотя бы апохроматических), но Mamiya
так называет объективы второго поколения!
Соответственно, следующие версии будут
с суффиксами В, затем С, и так далее. Так
что если у Вас имеется объектив без
литеры А, то это объектив первого
поколения серии RZ67, включая объектив с
коррекцией перспективы Mamiya-Sekor Shift Z 75mm
f/4.5 W. Вы скажете, что не логично называть
второе поколение объективов литерой
А?! А что мы знаем о загадочной восточной
душе!
Дополнительные
впечатления.
Мои непосредственные
объекты съемок не любят сидеть на месте
(высоком стульчике для баловников) и
позировать. Да и искусственная стерильность
студии мне некоторым образом претит.
Объекты съемки интересны в их родной
среде, среди интерьеров и предметов,
которые их окружают в жизни, в декорациях
современности. А по сему следует
обязательно упомянуть о такой особенности
системы RZ67 Pro II, как вес.
Прямо скажу,
использовать RZ67 Pro II гораздо обременительнее
тонкому интеллектуалу, чем Pentax 67 или
Bronica GS-1. Но я знаю ещё нескольких
фотографов, которые не променяют RZ67 на
удобство и комфортную работу в полевых
условиях. Хотя конечно ко всему человек
привыкает. И что тяжело вчера, завтра
уже вполне терпимо и даже нормально.
Признаться честно, путешествие за
границу с RZ67, с капризными моделями, с
командой стилистов, ассистентов,
визажистов, дизайнерской коллекцией
одежды, с дополнительным багажом и
оптикой, мощными штативами, плёнкой и
отражателями, и не приведи Господи, с
импульсными генераторами в полный рост,
куда-нибудь даже на Мраморное море, да
ещё отечественными авиалиниями -
испытание не для слабонервных и очень
физически подготовленных людей. Но я
таких фотографов встречал редко -
фотографы тяготеют к искусству, красоте,
комфорту и творчеству, а тяжёлый
физический труд в виде вьючной лошади
оставят скорей всего другим. Один вес
комплекта относящегося только к камере
может легко исчисляться десятками
килограмм. А если камер несколько?!
Кошмар-кошмар-кошмар…
Надо заметить, что
те же Pentax и Bronica, гораздо легче и мобильнее
потому, что по сути RZ67 конструировалась
как камера формата 7х7, с вращающимся
задником для съемки горизонтального и
вертикального кадра. Та же GS-1 по сути
аналог Hasselblad с фиксированным горизонтальным
кадром и модульным дизайном. Это позволяет
Bronica быть меньше на 1 см и использовать
линзы с большей светосилой. Pentax же совсем
использует схему характерную для SLR
камер, с фокальным шторным затвором,
что позволяет в свою очередь создавать
ещё более светосильные объективы. Я
полагаю это камеры характерные для трёх
разных архетипов фотографов, по психологии
и темпераменту так сказать. Пробуйте,
смотрите…
RZ67 рекомендуется
монтировать на штатив так часто, как
только возможно. Съемка с рук не
желательна. По практике скажу - съемка
с рук вполне возможна, но гарантированный
результат получается при использовании
объективов с фокусным расстоянием не
больше 110мм. Если добавите фильтры,
бленду, рукоятку L и мотор, дрожь в руках
Вы получите очень скоро. Выходом является
демонтаж призмы и возвращение к шахте,
но тогда без ремня не обойтись. В последнем
случае камера вешается на могучую шею
фотографа, ноги упираются в землю и,
глядя в шахту, двумя свободными руками
можно управлять всем тем функционалом,
который предлагает RZ67 Pro II. В таком
положении съёмка с шеи (с рук уже не
назвать) позволяет достичь вполне
приемлемых, а главное стабильных
результатов. Главное, по возможности,
не дышать во время нажатия на кнопку
спуска. Одна неприятность - пульс в руках
и сердце не убрать - нажимайте на спуск
в промежутках сердцебиения. Выяснение
этого момента заставляет сердце стучать
ещё сильнее…
Мощный штатив для
RZ67 - это родная деталь. Мало того, что
камера наконец-то застынет в пространстве,
так появится возможность воспользоваться
прекрасным механизмом подъема зеркала
для использования всех возможностей
превосходной оптики. Для этого необходим
специальный двойной спусковой трос.
Стоит он довольно дорого, но настоящего
творца этот пункт ещё никогда не
сдерживал. Попробуйте, если снимаете
архитектуру, интерьеры или пейзажи.
Лишним дополнительное качество оптики
не будет.
Отдельно скажу о
некоторых нюансах работы с импульсными
генераторами. Камера синхронизируется
только по средствам синхроконтакта на
объективе. Таким образом, если Вы
используете синхрокабель, то для
чередования замера экспозиции от головок
экспонометром и непосредственно нажатием
на спуск на камере, Вам придётся постоянно
и много, переприсоединять синхрокабель
то к камере, то к экспонометру. Если
генераторов несколько, и они, не дай
Бог, не умеют синхронизироваться между
собой по мастер-генератору, процесс
перетыкания синхрокабеля разрастается
в геометрической последовательности.
Поэтому для фотографов предпочитающих
спокойствие и здоровые нервы я рекомендую
не экономить или на синхроразветвителе,
или на радиотрансмиттере. Правда в
последнем случае Вам захочется работать
с генераторами со встроенной системой
радиоподжига. Но ведь нет предела
совершенству!
При приобретении
такой полезной штучки, как радиотрансмиттер,
и наличии специальной рукоятки Mamiya Grip
L, мы ставим наш радиотрансмиттер в
холодный башмак рукоятки, настраиваем
его на генераторы и маленький спусковой
тросик от радиотрансмиттера, присоединяем
к синхроконтакту объектива. При наличии
импульсного света у нас получается
гениальная по своей мобильности система
радиоуправления. Те фотографы, которые
не любят сидеть на месте во время съёмок,
по достоинству оценят такое новшество.
Тем более что синхронизация с генераторами
возможна на любой скорости затвора, аж
до 1/400 секунды, а эта выдержка может
заморозить даже очень быстрые движения
портретируемых, будь то модель или
гепард.
Упомяну и о модной
тенденции работы с цифровыми задниками.
Для работы с родными цифровыми задниками
Mamiya необходима модификация RZ67 Pro II D.
Буква D обозначает Digital и даёт обладателю
камеры лишний процессор обработки
сигналов по специальной шине между
задником и камерой. В остальных случаях
можно использовать задники альтернативных
производителей – PhaseOne, Leaf, Sinar – с
соответствующим программным обеспечением.
Программное обеспечение
нас заводит в проблему выбора платформы,
к которой мы будем подключать нашу RZ67.
Многие задники работают только с Apple,
только с определёнными шинами данных
или накопителями. Проблема становится
комплексной и требующей больших
дополнительных инвестиций в компьютерное
оборудование.
С другой стороны
любая цифронизация – это порождение
новых проблем. Хранение, время хранения,
устаревание оборудования, форматы
данных, актуальность программного
обеспечения, дополнительная цветокоррекция,
компьютерные фильтры, потеря данных,
сбои оборудования, вирусы наконец… И,
как мы знаем, неминуемая потеря
оригинальности, как в правовом
(юридическом), так и информационном
поле. Ведь всякий, кто видел оригинальный
слайд 6х7, скажет, что любой сканер не
сможет передать и половины палитры
красок и оттенков, присутствующих в
оригинале. Потому что скан хуже слайда,
а слайд лучше оригинала :)…
Так вернёмся же к
RZ67 Pro II. Простой математический расчёт
показывает, что с кадра 6х7 при более-менее
профессиональном плёночном сканере,
можно собрать информации, как минимум
на 100Мpix. С выходом же доступных сканеров
последнего поколения, таких как Epson М750
и разрешением сканирования прозрачных
материалов 6400dpi, объём сохраняемых
данных становится просто гигантский -
более 256Mpix с кадра! И стоить профессионалу
это будет вполне гуманных денег, даже
если он приобретёт этот сканер. Что же
мы имеем с цифрозадником: стоимость
астрономическая, качество ограниченное,
куча периферийного оборудования,
зависящего от источников питания, каждый
из которых может отказать, множество
электронных узлов сделанных на Тайване,
плюс невозможность работать при
отрицательных температурах. Лично мне
пока в эту область рановато :Р.
Мороз… При всём
обилии электронных связей в камере
RZ67, она удивительно морозоустойчива.
Ваш покорный слуга снимал этой прекрасной
камерой при минус 25-30 градусах Цельсия,
и только отказ целой батареи щелочных
элементов питания стал причиной остановки
съёмки в целом. В остальном - и призма,
и группа контактов объектива, и электронные
органы управления, и гибкая материнская
плата камеры не дали ни одного повода
усомниться в её профессиональной
пригодности. А полученные кадры никогда
не получишь в тепличных условиях студии
:)!
Объективы APO... Для
камеры RZ67 Pro II создана специальная группа
телеобъективов серии APO. Это объективы
с исправленными хроматическими
аберрациями. Как Вы понимаете, лучшего
для съёмки портретов и придумать нельзя.
Они примерно на 30-40 процентов тяжелее
обыкновенных из-за присутствия
дополнительных оптических элементов,
в 2-3 раза дороже, но я считаю, что они
стоят того. При ручной печати форматом
больше 50х60 см они проявляют себя гораздо
лучше, а в солнечную погоду имеют
замечательную контрастность, цветопередачу
и улучшенную резкость. Резкость
увеличивается из-за прихода всего
видимого спектра лучей, проходящих
через объектив, в одну точку на плёнке,
не зависимо от длины волны в спектре. В
связи с чем, я думаю, что и функция
передачи модуляции (MTF) у таких объективов
лучше на любой из диафрагм. Для
интересующихся и подробного уяснения
физики оптических процессов отсылаю
Вас к специальной литературе по линейной
оптике. Вернёмся к камере…
К сожалению, при
массовой культуре цифровых технологий,
приобрести какие-либо аксессуары для
камеры RZ67 Pro II не так и просто. Объективы
редкость, в основном можно найти китовые
наборы со штатным объективом Z 110mm f/2.8
W. Объектив замечательный, лёгкий,
светлый, удобный, но ведь снимать им все
жанры не будешь. А другие объективы
найти сложнее, чем саму камеру в несколько
раз. Про дополнительные мелкие опции я
даже не знаю, чем подбодрить, желающего
приобрести эту камеру. В основном
придётся искать опции за рубежом или
через Интернет. Скажу, например, что
бленду я нашёл в Хельсинки, а ремень для
камеры в Стамбуле – и то, и другое, после
многих месяцев поиска. Но это ни как не
умоляет фотографических достоинств
камеры. Для тех, кто её полюбит, кому она
понравится, для этих фотографов она
станет самой удобной и замечательной
на долгие годы.
Кстати о годах…
Mamiya рекомендует ставить камеру на
профилактику в сервисный центр каждые
10000 срабатываний зеркала, а объективы
– каждые 5000 срабатываний диафрагмы.
Так как в нашей стране нет родных
сервисных центров Mamiya, то вопрос ремонта
или сервиса всегда сводится к поиску
умельца на Руси. Это сопряжено с везением
для владельца камеры, особенно для
электронных компонентов системы. Но по
камерам, которые видел я, могу предположить,
что они никогда не бывали ни у первых,
ни у вторых. Ресурс RZ67 Pro II, заявленный
производителем, явно превосходит все
возможности работы. Щёлканье затвором
без результата не даёт фотографу ничего…
Так что не опасайтесь приобретать даже
подержанный вариант, проверьте – и
вперёд!
05 Декабрь 2007 11:22:04
Опубликовал Open Open,
Автор/источник: Open Open
Источник: http://www.light-studio.ru/index.php?module=articles&c=articles&b=2&a=3 |